Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к ИП Бобрецовой о возврате субсидии в сумме 2 220 820 руб.
В рамках государственной программы Республики Коми «Развитие образования» индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность по образовательной программе дошкольного образования, из республиканского бюджета предоставлен грант в форме субсидии в размере 4 688 397 рублей на создание 38 дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.
Однако вместо предусмотренных 38 дополнительных мест к отчетной дате создано 20 – на 18 мест не получена лицензия, а средства гранта израсходованы в полном объеме.
В случаях недостижения результатов использования гранта в установленный срок гранты подлежат возврату в бюджет Республики Коми. Сумма гранта, подлежащая возврату в республиканский бюджет, составила 2 220 820 руб. Уведомление представителя гранта о необходимости возврата названной суммы оставлено ИП Бобрецовой К.А. без ответа и без удовлетворения, что послужило основанием для обращения министерства с иском в арбитражный суд.
В отзыве ответчик указал, что недостижение целевого показателя произошло не по его вине, причинами неполучения лицензии на оставшиеся 18 мест являются принятие антиковидных СанПиН, изменение требований санитарных правил и проблемы в согласовании территории для оборудования прогулочной площадки.
Суд пришел к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. В случаях нарушения условий предоставления субсидии, неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии у получателя возникает обязанность возвратить полученную из бюджета сумму.
В данном случае лицензия на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (на 18 мест) ответчиком не получена, соответственно индивидуальный предприниматель не осуществляет деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования, и цель предоставления гранта не достигнута.
Юридическое лицо должно нести самостоятельные риски предпринимательской деятельности и прогнозировать последствия, в т.ч. и негативные, связанные с ее осуществлением. Изменение требований Санитарных правил и норм не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы, освобождающими от ответственности за неисполнение обязательства и за допущенное гражданское правонарушение.
Суд взыскал с индивидуального предпринимателя субсидию в сумме 2 220 820 руб. и государственную пошлину в сумме 34104 руб.
Решение не вступило в законную силу.
Дело № А29-15228/2021.