Третейские суды

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД
 
Обращение в третейский суд - альтернативный способ разрешения споров, возникающих между участниками гражданского оборота, позволяющий урегулировать возникшие разногласия без обращения в государственные суды.
 
Деятельность третейских судов и арбитражных учреждений в Российской Федерации регулируется:
- Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» (далее - Закон об арбитраже)
- Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (в части арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу Закона об арбитраже),
- Законом Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».
 
Производство по делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, регламентируется главой 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Судебная практика:
- Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов и международных коммерческих арбитражей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.12.2019 № 53 "О выполнении судами Российской Федерации функций содействия и контроля в отношении третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража"
 
 1сентября 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Закон об арбитраже), которым существенно изменены правила организации деятельности третейских судов. С этой даты нормы Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу Закона об арбитраже (ч. 7 ст. 52 Закона об арбитраже). 
 
Понятие третейского суда
Законом об арбитраже разграничены понятия "третейский суд" и "постоянно действующее арбитражное учреждение (далее - ПДАУ)".
ПДАУ представляет собой подразделение некоммерческой организации, выполняющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража, а именно по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора (ч. 3, 9 ст. 2 Закона об арбитраже).
Под третейским судом понимается единоличный арбитр или коллегия арбитров, осуществляющие разрешение споров между сторонами гражданско-правовых отношений, переданных на рассмотрение третейского суда в соответствии с арбитражным соглашением (ч. 2, 16 ст. 2, ст. 7 Закона об арбитраже).
Таким образом, третейский суд осуществляет разрешение споров по существу, ПДАУ выполняет организационно-технические функции по сопровождению разрешения споров.
 
Виды третейских судов
Различается два вида арбитража:
- третейский суд, сформированный и осуществляющий свою деятельность при содействии и в соответствии с правилами ПДАУ (п. п. 5, 13 ч. 5 ст. 45 Закона об арбитраже);
- третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc), - третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны ПДАУ (за исключением возможного выполнения ПДАУ отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража) (ч. 17 ст. 2 Закона об арбитраже).
Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется некоммерческой организации актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти (в настоящее время - Министерство юстиции Российской Федерации) на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (часть 4 статьи 44 Закона об арбитраже).
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет депонирование правил постоянно действующих арбитражных учреждений (постановление Правительства РФ от 25.06.2016 № 577 «Об утверждении Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения») и утверждает перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями, который ведется в электронной форме и размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Минюста России (www.minjust.gov.ru) (пункт 41 статьи 44 Закона об арбитраже, пункт 53 приказа Минюста России от 20.03.2019 № 45 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства»).
Согласно части 13 статьи 52 Закона об арбитраже с 1 ноября 2017 года постоянно действующие третейские суды, не соответствующие требованиям статьи 44 данного закона и не получившие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража.
С актуальной информацией о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения можно ознакомиться на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.minjust.ru) в разделе "Деятельность в сфере третейского разбирательства" на странице "Депонированные правила арбитража".
 
Компетенция арбитража
Споры между сторонами гражданско-правовых отношений, подлежащие рассмотрению арбитражными судами и судами общей юрисдикции, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения (ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, ч. 1 ст. 33 АПК РФ). Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда:
1. следующие споры, относящиеся к компетенции судов общей юрисдикции в соответствии с ГПК РФ:
1) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
2) споры, возникающие из семейных отношений, в том числе споры, возникающие из отношений по распоряжению опекунами и попечителями имуществом подопечного, за исключением дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
3) споры, возникающие из трудовых отношений;
4) споры, возникающие из наследственных отношений;
5) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;
6) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом третейский суд компетентен рассматривать споры, возникающие между исполнителем государственного контракта и субподрядчиками (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.06.2017 № Ф05-8227/2017 по делу № А41-13748/17);
7) споры о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
8) споры о выселении граждан из жилых помещений;
9) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
10) иные споры в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 22 ГПК РФ).
2. следующие споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов в соответствии с АПК РФ:
1) споры о несостоятельности (банкротстве);
2) споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
3) споры о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам;
4) дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
5) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
6) дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
7) дела о защите прав и законных интересов группы лиц;
8) корпоративные споры, предусмотренные п. п. 1 - 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ;
9) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;
10) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
11) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
12) иные споры в случаях, прямо предусмотренные федеральным законом (в частности, п. 22 ст. 4.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
 
Юридическая сила решений
Стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять арбитражное решение. Стороны и третейский суд прилагают все усилия к тому, чтобы арбитражное решение было юридически исполнимо (ст. 38 Закона об арбитраже).
Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа (ч. 1 ст. 41 Закона об арбитраже, ст. 236 АПК РФ, ст. 423 ГПК РФ).
В случаях, предусмотренных федеральным законом, в арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что рассмотрение заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение арбитражного решения и иных процессуальных актов третейского суда, принятых по спорам в рамках специального административного района, проводится в срок, не превышающий четырнадцати дней, без проведения судебного заседания. При этом сторона спора вправе представить возражения в отношении такого заявления в течение семи дней со дня поступления такого заявления в арбитражный суд (ч. 2 ст. 41 Закона об арбитраже). На практике государственные суды исходят из того, что правила о выдаче исполнительного листа применяются не только к решениям, но и к иным актам третейского суда (в частности, актам о возмещении понесенных в ходе третейского разбирательства расходов) (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2017 № Ф04-5871/2016 по делу № А03-14042/2016).
Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в случаях, если сторона третейского разбирательства, против которой вынесено решение третейского суда, представит доказательства того, что:
1) одна из сторон третейского соглашения, на основании которого спор был разрешен третейским судом, не обладала полной дееспособностью;
2) третейское соглашение, на основании которого спор был разрешен третейским судом, недействительно по праву, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по праву Российской Федерации;
3) сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, или по другим уважительным причинам не могла представить свои объяснения;
4) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением либо не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения, однако, если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, та часть решения третейского суда, в которой содержатся постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, может быть признана и приведена в исполнение;
5) состав третейского суда или процедура арбитража не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону (ч. 3 ст. 239 АПК РФ, ч. 3 ст. 426 ГПК РФ).
Суд отказывает в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если установит, что:
1) спор, рассмотренный третейским судом, в соответствии с федеральным законом не может быть предметом третейского разбирательства;
2) приведение в исполнение решения третейского суда противоречит публичному порядку РФ. Если часть решения третейского суда, которая противоречит публичному порядку РФ, может быть отделена от той части, которая ему не противоречит, та часть решения, которая не противоречит публичному порядку Российской Федерации, может быть признана или приведена в исполнение (ч. 4 ст. 239 АПК РФ, ч. 4 ст. 426 ГПК РФ).
Арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже (ст. 36 Закона о международном коммерческом арбитраже).
Таким образом, законодательством ограничено право государственного суда на пересмотр решения третейского суда. При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда арбитражный суд не вправе переоценивать фактические обстоятельства, установленные третейским судом (п. 20 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов", Определение Верховного Суда РФ от 27.04.2018 № 305-ЭС18-3798 по делу № А40-20584/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.06.2019 № Ф05-8406/2019 по делу № А40-307764/18).
 
Оспаривание арбитражного решения
Решение третейского суда может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством. Основания отмены арбитражного решения совпадают с указанными выше основаниями выдачи исполнительного листа (ч. 3, 4 ст. 426 ГПК РФ, ч. 3, 4 ст. 239 АПК РФ).
Вместе с тем нормы об отмене арбитражного решения имеют ограниченное применение: в арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража ПДАУ, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене (ст. 40 Закона об арбитраже). В случае наличия оговорки об окончательности арбитражного решения государственный суд должен прекратить производство по делу (п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов", Определение Верховного Суда РФ от 10.06.2019 № 305-ЭС19-7529 по делу № А40-255207/2018).
Условие третейского соглашения об окончательности решения третейского суда не принимается арбитражным судом, если решение нарушает основополагающие принципы российского права (Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 № 2070/10).
Если оспариванию решения третейского суда предшествовала выдача исполнительного листа, следует учитывать, что такое оспаривание возможно только после отмены определения о выдаче исполнительного листа (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.05.2017 № Ф04-1841/2017 по делу № А45-2126/2017).
Таким образом, в результате реформы третейских судов существенно изменены правила их создания и деятельности: установлен разрешительный порядок образования ПДАУ, введен институт содействия третейским судам, определен правовой статус арбитража ad hoc, предусмотрена возможность передачи корпоративных споров на рассмотрение третейского суда и иные. Указанные нововведения уже заработали на практике. Как следствие, их важно учитывать, в том числе при формулировании условий арбитражных соглашений (арбитражных оговорок).

 

Опубликовано: 05.12.2013 10:47 Обновлено: 31.05.2023 17:40